Подробный алгоритм действий при создании собственной онлайн-школы

Онлайн образование за последнее время стало очень популярным в России.
Ты заметил, как за последние годы на рынке онлайн-обучения произошел большой бум? Направление стало востребованным. Так, в Сколково провели исследование и выяснили, что только в России объем рынка такого образования составляет больше 20 млрд руб. Впечатляет? Хочется оторвать от этого “пирога” кусок да побольше? Ниже расскажем, как создать онлайн-школу пошагово и не совершить массу ошибок.

Понятие онлайн-школы

Онлайн-школа (иногда она называется виртуальным университетом) - передача знаний от преподавателя к ученику через интернет.

Чтобы организовать такое обучение, используются:

  • собственный сайт;
  • популярные мессенджеры;
  • специализированные платформы;
  • социальные сети;
  • площадки, на которых проводятся вебинары.

В онлайн-школе могут учиться люди со всего мира, поэтому база клиентов расширяется.

Отличия от инфобизнеса

Если говорить про инфобизнес, то такой предприниматель дает заинтересованным пользователям полезную информацию. Например, инфобизнесмен рассказывает о нужных книгах или о собственной истории успеха либо делится “секретными” схемами заработка.

В онлайн-школе будет создаваться полноценный учебный контент.

Университет:

  • выбирает методики обучения под потребности ЦА;
  • продумывает обратную связь со студентами;
  • повышает мотивацию учеников, к которым относятся и дети;
  • проверяет домашние задания.

Инфобизнес отвечает за качество информации, онлайн-школа - за усвоение материала.

Кроме того, подобные университеты придерживаются мнения, что сама по себе информация ничего не стоит. Помимо теории, преподаватели разбирают кейсы и добавляют домашние практические упражнения.
В онлайн-школе создается полноценный учебный контент.

Форматы обучения

Например, ты решил сделать онлайн-школу по дистанционной подготовке школьников к ЕГЭ или запустил обучение по прокачке английского языка. Останется только подобрать для этого подходящий формат. Часто он бывает автоматизированным.

Видеоуроки

Обучение с видеоуроками будет по максимуму наглядным. При этом важно продумать формат роликов. Например, подходящим решением является скринкаст - так называют запись с экрана ПК с закадровым голосом, комментирующим происходящее. Также популярны видео с «говорящей головой».

Помни: на старте потребуются вложения для монтажа, озвучки и качественной съемки. В дальнейшем затраты отобьются.

Такие уроки помогают не тратить время на выступления. Снимаешь видео 1 раз и дальше уже продаешь к нему доступ.

Минус видеоуроков в том, что в них нет обратной связи. Если же хочешь разбирать ошибки учеников, то продумай каналы для последующего общения. Например, онлайн-встречи в Zoom.

Вебинары

На вебинаре ты или преподаватели рассказывают студентам полезную информацию. Притом неважно, в каком городе или стране живет человек.
Вебинары записываются и часто подкрепляются презентацией, поэтому их получится посмотреть студенту, не присутствовавшему на обучении.

Главный плюс в том, что вебинар экономит время. На нем можно не только ответить на вопросы клиентов, но и получить их.


Вебинары записываются и часто подкрепляются презентацией.

Подборка полезных статей

Рекомендуется сделать серию статей, которую ты будешь продавать по подписке. Подумай, какими способами клиенты оплатят продукт. Как только человек купит подписку, на следующий день отправляй ему первый урок.

Формат похож на студенческую зачетку: сначала ведется рассылка, которая в дальнейшем работает на тебя.

Помимо теории, можешь сделать проверку домашних заданий. Так студенты закрепят полученные знания. Не забудь и об обратной связи.

Однако знай: подобный формат подходит не для каждого курса. Вряд ли у человека получится делать профессиональный ремонт машины, если он почитает только статьи.

Электронные образовательные курсы

В курс ты сможешь упаковать:

  • инфографику;
  • видеоролики;
  • аудио;
  • лекции;
  • игры;
  • тесты.

Особенности создания и запуска с нуля

Запомни 2 понятия:

  1. Запуск - когда 1 раз в месяц на пару дней ты открываешь набор в школу. При активных продажах он закрывается до следующего запуска. Это происходит через 2-3 месяца.
  2. Система - когда ты постоянно делаешь рекламу. У человека должна быть возможность в любое время заплатить за продукт и быстро включиться в него.

Продумай программу до мелочей. Присмотрись к приведенным ниже советам:

  1. Выстраивай программу от результата. Примерь на себя роль писателя и сначала придумай финал истории, а после займись проработкой сюжета. Главный принцип при создании онлайн-школы такой же: выясни, к чему студенты придут к концу учебного процесса.
  2. Выбирай способы обучения, ориентируясь на задачи и цели. Например, не делай в курсе сложные элементы геймификации, которые аудитория не поймет.
Перед запуском школы выясни, к чему студенты придут к концу учебного процесса.

Юридические аспекты

Сначала открой ИП, если пришел заниматься онлайн-школами всерьез и надолго.

Это лучше, чем ООО, по следующим причинам:

  • процесс предельно прост и понятен;
  • не нужно много платить;
  • отчетность минимальная;
  • есть патентная система налогообложения.

После регистрации ИП подготовь:

  • заявку о постановке на учет в качестве индивидуального предпринимателя;
  • паспорт;
  • квитанцию о том, что оплатил государственную пошлину в 800 руб.;
  • заявление об использовании УСН.

В заявлении укажи код деятельности - 85.41.9. Пройдет 3 дня, и ты получишь готовый документ о регистрации.

Если будешь работать в качестве эксперта, то знай: преподавателей на работу нанимать не получится. Однако если люди не связаны с педагогикой (например, бухгалтер или менеджер по продажам), то их разрешается трудоустроить.

Желаешь, чтобы у тебя были преподаватели? Тогда заключи с ними договор на оказание услуг.

Работает это следующим образом:

  1. Специалист разрабатывает курс и выступает в качестве педагога. Лицензия тут не нужна.
  2. Ты заключаешь договор на оказание услуг по продвижению обучения, т.е. сам не занимаешься преподавательской деятельностью.

Помни: если недовольный ученик пожалуется в Роскомнадзор, то последний придет к тебе и захочет проверить, нарушается ли законодательство. Поэтому лучше заранее закажи консультацию у юриста.

Чаще всего этого не требуется, но для решения проблемы допускается зарегистрировать ООО.

Методы старта

Стартовать можно по-разному. Разберемся, какие есть варианты.

Горячий

Делается проще всего, однако подходит лишь уже популярным людям в их нише. Пример: знаменитый художник с 20 000 подписчиками в социальных сетях захотел запустить обучение. К его персоне уже есть какое-то доверие и лояльность аудитории. Поэтому ему легко будет набрать студентов в “класс” на первый поток. Чаще всего даже не нужно разогревать людей.

Но нужно помнить: количество студентов может резко упасть на следующих потоках. Потребуется создавать воронки продаж и делать паузы между наборами.
Горячий старт подходит лишь уже популярным людям в их нише.

Теплый

Начальный вариант, который подходит, когда ты еще не сформировал полноценную базу читателей и личный бренд. Придется сначала раскрыть себя как эксперта, а после приступать к аккуратным продажам. Для решения этой задачи используй контент-маркетинг и воронки прогрева аудитории.

Холодный

При таком методе старта ты будешь работать с холодным трафиком. Так называют людей, которые с тобой незнакомы.

Для продаж важно использовать:

  • серию продающих вебинаров;
  • автовебинары;
  • автоворонки;
  • небольшие бесплатные тренинги;
  • продажи по телефону.

Необходимые инструменты

Теперь материал можно показывать клиентам, но как это сделать? Новички любят рассылку по электронной почте, но толку от этого нет.

Критерии выбора платформы

Есть 8 критериев для того, чтобы правильно выбрать подходящую платформу:

  • механизм работы сервиса для вебинаров и его наличие;
  • наличие сервиса для отправки писем;
  • возможные виды учебного контента;
  • аналитические метрики, за которыми следит платформа;
  • конструктор для создания лендингов;
  • удобная CRM;
  • возможность защитить материалы от копирования;
  • различные способы для оплаты.

В последнем случае электронные кошельки не вызывают большого доверия у платежеспособных клиентов. Зато отлично подойдут “Яндекс.Касса” или “Тинькофф”.

Яндекс касса лучше всего подойдет для приема оплаты за обучение.

Сервис Gurucan

Теперь попробуем понять, почему Gurucan будет для тебя самым лучшим выбором.

Преимущества перед другими интернет-площадками

Чего же нет у конкурентов и есть у сервиса Gurucan?

Суди сам:

  1. Cовременное оформление курсов. Стильные решения тебе обязательно понравятся. На выбор дается несколько основных тем.
  2. Шикарный текстовый редактор. Здесь ты можешь добавить любые блоки, которые твоей душе угодны.
  3. Наличие лендингов. Кроме того, сервис интегрируется с Tilda. Поэтому навыки программирования тебе не понадобятся.
  4. Практичное меню. У панели администратора понятный каждому интерфейс.


Функциональные возможности

При работе с клиентами можно получать уведомления и отчеты.

В управлении обучением есть следующие возможности:

  • функция оценки курсов;
  • способы тестирования;
  • собственный домен;
  • выдача фирменных сертификатов;
  • брендирование;
  • отчетность.

Кроме того, в Gurucan доступна интеграция с массой сторонних сервисов. Если ты запускаешь онлайн-школу по здоровому образу жизни, то здесь есть специальные модули по тренировкам, рецептам и спортивным марафонам.

Сервис Gurucan подойдет лучше всего для создания школы.

Алгоритм действий

Теперь разберемся, что же нужно делать для открытия онлайн-школы, чтобы не набить кучу шишек и не наступить на десятки чужих грабель.

Определение ниши

Это первый этап. Нишей называют услуги, которые ты готов предложить. При правильном выборе прибыль не заставит себя ждать.

На старте лучше выбирать узкие и глубокие ниши. Так ты сформируешь определенную группу людей, которой поможешь решить их задачи. После освоения одной ниши бизнес уже можно расширять.

Поиск партнеров

Когда люди объединяются, то начинают лучше и эффективнее работать. Ничего хорошего не получится, если ты будешь пытаться быть и продюсером, и экспертом, и преподавателем. У тебя просто не хватит на это времени. Для масштабирования бизнеса обязательно найми проджект-менеджера.

Формирование бизнес-модели

Ты определился с нишей, договорился с экспертами и преподавателями, заранее обзавелся необходимой инфраструктурой. Теперь нужно описать продукт и нарисовать бизнес-модель. Определи, кто твой клиент, какие покупки он делает, для чего ему нужна твоя онлайн-школа. Выясни объемы рынка.

Финансовый план

Построй финансовую модель для нескольких возможных сценариев развития:

  • консервативного;
  • амбициозного;
  • оптимистичного.

Но сначала распиши, какие ресурсы у тебя есть, а какими нужно обзавестись. Просчитай, сколько уйдет на оплату различных сервисов, сколько ты готов платить персоналу, сколько налогов необходимо отдавать государству.

Перед открытием школы необходимо также составить финансовый план.

Анализ рынка и целевой аудитории

Осознай простую истину: клиенты покупают любой продукт для решения собственных проблем либо закрытия текущих неудовлетворенностей. У тебя купят доступ к школе, если ты нащупаешь боль человека и убедишь его, что он станет счастливым после приобретения. Поэтому обязательно проанализируй не только свою потенциальную целевую аудиторию, то и рынок. Только так ты поймешь, чего сейчас хотят люди.

Модули программы

Если в предыдущих пунктах ты все сделал правильно, то создать конечный продукт будет проще. Он должен привести человека к запланированному результату.

Важно понять:

  • какой результат ты дашь клиенту;
  • сколько уроков необходимо;
  • как будут работать кураторы;
  • на какой площадке ты планируешь создать школу;
  • будут ли элементы геймификации.

Уникальное торговое преимущество

Дальше нужно сформировать уникальное торговое преимущество (УТП).

Усвой несколько правил:

  • важна выгода для целевой аудитории;
  • сообщение должно быть уникальным.

Формируя заголовок УТП, используй метод 4U:

  • полезность;
  • ультраспецифичность;
  • срочность;
  • уникальность.

Оформление продукта

Ты же знаешь, что человека встречают по одежке? От внешнего вида школы зависит многое. Чаще всего клиент еще не знает твой продукт, не изучил материалы. Единственное, что его может зацепить, - красивая картинка.

Сделай понятный и простой интерфейс на сайте. Слишком яркие и пестрые изображения не нужны. В первых блоках размести контакты и тезисы курса. Не забудь добавить ссылки на соцсети и форму для обратной связи.
Помни: клиент приходит не для любования красивой оберткой, а за знаниями.

У созданной школы должен быть простой и понятный интерфейс.

Нюансы продвижения

Разберем 5 основных способов:

  1. Контекстная реклама. Благодаря ей проще всего получить первых клиентов. Однако это дорого, т.к. ниша предполагает высокую цену за клик. Такая реклама подходит, когда учеников нужно набрать в короткие сроки.
  2. Таргетированная реклама. Запускать ее можно в Instagram, Facebook, ВК или “Одноклассниках”. В этом случае не нужно тратить много денег. Если ты четко знаешь портрет потенциального клиента, то легко попадешь в целевую аудиторию и не сольешь бюджет.
  3. Реклама в Telegram-каналах. Привлекается качественная аудитория, показатели охвата хорошие.
  4. Реклама на YouTube. Запуск делается через интерфейс сервиса Google Ads. Экспериментировать рекомендуется с разными форматами объявлений.
  5. Контент-маркетинг. Если у тебя большая база подписчиков, то способ продвижения окажется эффективным.
Приблизительная стоимость создания собственной онлайн-школы
Все зависит от того, какую модель ты выберешь. Например, сейчас полно объявлений по созданию школы за 300 000-400 000 руб. под ключ.

При этом предлагают сложные варианты, с которыми трудно справиться новичку:

  • подключение через “Геткурс”;
  • автоматические воронки продаж;
  • сценическую съемку.

Но зачем тебе это на старте? В Gurucan есть необходимые инструменты, которые обойдутся тебе гораздо дешевле. Сколько ты заплатишь за рекламу, зависит исключительно от закупленного объема объявлений.

Открыть самостоятельно онлайн-школу ты можешь как на 50 000 руб., так и на 500 000 руб. Притом на эту же сумму можно завалить бизнес.